"Линия Фронта 2007-2011" - продолжение

Информация о выездах, фотоматериалы, отчеты, комментарии.

Модераторы: sobaka, Модераторы

"Линия Фронта 2007-2011" - продолжение

Сообщение carkas » Ср янв 25, 2012 1:24 am

Несколько лет мы пытались догнать время и нам показалось, что этим летом мы его догнали, но увы... Уже нет с нами Александры Петровны Вихровой, с рассказа которой и началась эта история…
Изображение
Сколько же времени прошло если еще учесть тот факт, что корни этой истории идут от экспедиции 2005 года? Одной солярки спалили цистерну, наверное… Все эти годы, уезжая с досадой от болота, уже обратной дорогой и дома приходили мысли, что нужно делать дальше. А дальше надо было ехать, ехать туда. Так и прошли эти 4-5 лет. Из тех, кто был в 2007-м и присоединялся позже - не многие верили в эту историю, рассказанную местными жителями, да и мы пару раз хотели уже было ставить на ней крест, но судьба вешала нам «морковки» и в голове опять свербило - надо ехать.
После экспедиции 2007 года была экспедиция 2008-го, так же не принесшая сколь-нибудь ощутимых результатов.Изображение
В 2009-м решили еще раз пойти с самого начала, восстановить рассказы жителей деревни Плав - Николая Степановича Журина и Тамары Александровны Александровой. Изображение Изображение
Еще раз расспросить их об этой истории. После более детально сформулированных вопросов и ответов на них начала вырисовываться картинка. В рассказах обратили внимание на то, что жители деревни при упоминании места посадки самолета ссылаются на стоявший неподалёку сенник. Сенник – строение, как говорится, сделанное без единого гвоздя. Искать его остатки на земле через 70 лет тяжело, попытались найти его на картах. На дореволюционных, довоенных и тем более современных не нашли, а вот, как ни странно, на американской карте времен холодной войны нашли, аж девять штук на интересующей нас дороге к болоту. Привязали карту к GPS и летом уже 2010-го при подходе к месту, где, судя по карте, стоял второй сенник, стало ясно, что это то место, которое нам показали в 2007-м. Настроив приборы на максимальную чувствительность стали доставать все, что хоть чуть меняло звук прибора. И вот после пары десятков камней попался гвоздь, затем пешня и наконец обрывки троса с заделкой, коушами и кольцами, впоследствии оказавшийся внешней антенной радиостанции пока еще неопределенного самолета. Изображение
И все. Легенда стала обрастать реальностью, но рядом больше ничего найдено не было. По рассказам самолет должен был быть не далеко, а именно на болоте размером примерно 1х4 км. Даже если учитывать, что по логике это должен быть ближайший к сеннику угол болота, то все одно площадь огромная, поэтому для составления общей картины и выработки дальнейших действий обратились за помощью к сверх малой авиации, а именно к ребятам из Авиагруппы «Парамир». Возможно, сверху удалось бы увидеть какие-либо характерные черты на болоте. Огромное ребятам спасибо. ИзображениеИзображение
Осенью 2010-го они отсняли фотоплан болота, и мы после детального изучения результатов «аэрофотосъемки» приняли решение попробовать проверить приборами «подозрительные» места зимой. Новый 2011 год мы встретили на болоте. С техникой, способной передвигаться по зимнему лесу у нас не срослось, зато промысловые лыжи не подвели. Правда район удалось обследовать не большой, но мы, как потом оказалось, были у цели и если бы не медведь-шатун, строго охранявший зимнее болото и вынудивший нас свернуть поиски, возможно история поиска была бы короче. Изображение
Но, как говорится «нет худа без добра». Вернувшись раньше запланированного из леса, встретились на улице с местными и в разговоре с ними прозвучала ключевая фраза: «Федина пустошь» - ближайший луг к месту на болоте, где стоило искать самолет. Дядя Коля Журин знал это место и обещал весной показать заросший деревьями луг, где век назад косил траву местный житель по имени Федор Шадрин.
Весна выдалась сырая и на болото с Николаем Степановичем удалось попасть только 11 июня. Он, как и обещал, показал нам Федину пустошь и 12 июня 2011, на Троицу, выйдя утром на болото в искомом районе, мы его нашли… и первая (после перерыва с 2007-го года) часть истории на этом закончилась.
Тут же началась вторая. Выйдя на болото оказалось, что звенит периметр примерно 50х50 метров- вытащили с десяток элементов конструкции и обшивки, кусок оргстекла. Изображение
На этом выходные закончились. Решили, что запланированную на начало августа поездку на север сократим и неделю проведем на болоте с целью подробно обследовать найденный квадрат. Оставшиеся полтора месяца готовились: изобрели и изготовили багры, кошки и прочий специнструмент. Подготовили все, что, как нам казалось, могло пригодиться.
По приезду в августе начали с того, что прямо к «пляжу»,(так мы потом называли болото… а как иначе, мы же в отпуске, у нас должен быть пляж, да и вид растительности на болоте как раз желтоватый), выбрав оптимальный путь прорубили просеку и на подготовленных машинах доставили все необходимое, разбив лагерь прямо «на берегу».
Буквально сразу взялись за дело. Сначала цеплялись за каждый «сильный сигнал», но очень скоро стало понятно, что с большим количеством цветного металла эта тактика не продуктивна и слишком затратная по времени. Изображение
Выработали новую: тратим время на то, что не только звенит, но и жестко и на достаточной площади бьется щупом. На третий день нашли место, где прямо под нами, на глубине метра полтора находилось нечто большое. Начали снимать дерн, после чего кошками и баграми сквозь далеко не прозрачную кашу из воды, торфа и пр. постарались «нащупать» искомое. Результат - пару оторванных патрубков. Изображение
Стало ясно, что руками это нечто не вытащить, построили треногу, подвесили на нее лебедку, но как следует зацепиться никак не удавалось: или зацеп срывался, или отрывали кусок дюраля, резины и т.д. Один из нас не смог смотреть на эти мученья и, взяв в руки трос, погрузился в болото с головой. Казалось, что секунды, проведенные в ожидании, тянулись вечно. Зацепил он надежно, так мы вытащили распределитель зажигания двигателя и поняли что под нами мотор, а построенная тренога прямо по его центру. Изображение
Позвонив товарищу в Питер несказанно обрадовались узнав, что номер, выбитый на распределите, который мы ему продиктовали - есть не что иное как номер мотора, продублированный на этом распределителе. Это была удача, очень большая радость: шанс узнать имена пилотов возрастал в разы. Для четкого представления о том, что творится внизу, нужно было на большей площади снять дерн и откачать воду. Как раз в ту ночь из Москвы к нам на подмогу выезжали ребята, которые по нашей просьбе привезли помпу и следующим днем собственными ногами мы уже стояли на корпусе двигателя. Как оказалось, мотор обращен носом вниз и мы видим только его конечную (заднюю) часть, а до передней еще метра полтора вглубь. Изображение
И тут случилось неожиданное: на разных частях мотора мы нашли еще два разных варианта номера, не совпадающих с номером (предположительно мотора) на поднятом ранее распределителе. Разгадать эту загадку можно было лишь добравшись до маркировочной таблички, а она как раз должна быть там внизу, на приливе блока со стороны винта. Необходимо вытащить весь мотор, но времени снова катастрофически не хватает, пора уезжать. Придется планировать следующий выезд, хотя, кажется, еще день и мы его выдернем!
До сентября еле дожили, а как добрались до места побежали на «пляж» и принялись за работу. Теперь, памятуя опыт предыдущих поездок мы были готовы не на шутку - усовершенствовали и доработали инструмент и снаряжение. Важные механизмы, отказ которых мог остановить процесс, продублировали, остановка по причине отказа чего-либо могла откинуть нас по времени на следующий год. Снова откачали воду и еще больше расчистили квадрат под треногой. Изображение Изображение
Стала вырисовываться картина: с одной стороны радостная – мотор был в капотах и с винтом, с другой стороны оказалось, что существующая тренога не даст нам его вытащить т.к. лопасти выходят за её периметр. Пришлось разбирать всю конструкцию и смонтировать ее заново, увеличив квадрат сруба в основании треноги и ее высоту. Изображение Изображение
Новым сюрпризом стала грязевая помпа, которая, практически непрерывно откачивая воду, сломалась: чугунный ротор не выдержал попавшего через крупный фильтр частей авиационного металла. «Врешь, не возьмешь» сказали мы и притащили вторую помпу. Изображение
Разобравшись с расположением лопастей, освободили их от болотной растительности и старых деревьев. Тут не лишним стоит отметить, что над мотором на глубине около метра было что-то похожее на старую гать, подтверждающую рассказ местных жителей о попытке военных во время войны подобраться к самолету. Освободив лопасти, мотор пошел, как будто ему очень хотелось на свободу. Изображение Изображение
Дальнейшей задачей было положить его на ковер болота, пока он висел над ямой поднятый на лебедке к основанию треноги. Чтобы справиться с этой задачей придумали следующую операцию: для транспортировки мотора к сухому берегу нами были заготовлены порядка 200 метров троса (в отрезках по 25-30 метров, сопоставимых по длине с тросом на автомобильной лебедке для возможности выбирать нужную длину). Под требуемую траекторию на берег подогнали машину, тросами зацепили за макушку треноги и всю эту конструкцию с висящим мотором опустили на санки, предварительно изготовив их из бревен, обшитых оцинковкой. Изображение
И дальше таким же маневром, на саночках «за тросом» мотор поехал к берегу, объезжая кочки с помощью блоков закрепленных за деревья. Скорость его передвижения росла на глазах. Если первые пару метров вверх он проделал за несколько дней, то за следующие сутки он «своим ходом» прибыл к нам в лагерь, а это порядка 200 метров - прогресс был налицо! Изображение Изображение Изображение
Оставался сущий пустяк: около 5 километров офф-роуда по петляющей в лесу дорожке с ручьями и прочими болотистыми местами. Долго думали, как вытащить из леса эту без малого тонну металла. За этими мыслями нас и застал вечер воскресенья, три дня выделенные на это дело опять заканчивались. Стало ясно- первое: летом мы бы его не достали ни за день ни за три и второе: мы его здесь и сейчас не оставим ни при каких обстоятельствах. Отбили домой сообщения, что задерживаемся. Приняли решение пробовать тащить находку за машиной, короткой стропой зацепили санки с мотором за одну из двух находившихся в тот момент в лагере машин и на понижайке он медленно поехал. Изображение
Уставшие до предела, промокшие до нитки, вооружившись топорами и оставшимися рабочими бензопилами пошли вперед, обеспечивая почти трехметровый коридор для лопастей мотора. Этот бой закончился в ночь на вторник. Изображение Изображение
Выйдя на опушку мы поняли, что в этой жизни (если не подведет здоровье) можно сделать все! Световой день вторника, ушел на демонтаж винта, подготовку и погрузку мотора в прицеп. Что было поразительно, весь неимоверных размеров и диаметров крепеж, который пришлось откручивать, пошел «на раз», ни одной сорванной гайки или шпильки (и кто говорил, что у нас была технически отсталая страна?)! Изображение
В среду утром мы были дома. И на этом закончилась вторая часть.

Третья часть началась по возвращении в Москву. Отстегнув капоты и отмыв мотор, на положенном месте была найдена табличка с номером двигателя и главное - на ребре жесткости одного из капотов на своем положенном месте сверкала бирка с серийным номером самого самолета! Изображение Изображение Изображение
Теперь оставалось стряхнуть пыль с архивных папок 6-й Смешанной Авиадивизии ВВС Северо-Западного Фронта, где и воевал наш ПЕ-2, выпущенный на 22- м авиазаводе в Филях во втором квартале 1941-го. В этом деле мы очень надеялись на помощь товарищей, имеющих большой опыт такой работы: Илью Прокофьева, Виталия Мамедова и Михаила Тимина. И эта помощь пришла! Буквально на следующий день позвонил Илья и сообщил: 11 сентября 1941 года на этой машине, возвращавшейся с передовой, после многочисленных повреждений в ходе выполнения боевого задания совершил вынужденную посадку командир 260 БАП подполковник Забелин.Изображение
Мы несказанно обрадовались! Дальше, просматривая документы, предстояло разобраться в ситуации. Несомненно, что 11 сентября 1941 года Забелин на ней сел на вынужденную, а вот что стало в дальнейшем с самолетом и экипажем ..? Из донесения выходило следующее: приземлился в районе озера Велье, самолет эвакуирован в реморганы, а нашли мы его в 10-15 км от Велье и в состоянии, скажем так, «не подлежащем эвакуации». Плюс к этому выяснили, что Забелин остался жив (он геройски прошел с 260 БАП всю войну до Победы), а за 11.09.41 в 6 САД погиб только стрелок-радист Малышев. По описанию событий Малышев очень подходил в члены экипажа Забелина, в связи с чем в октябре мы выехали в район о.Велье и деревни Уклейно, где по документам он и должен был быть похоронен. Исколесив окрестности и все братские захоронения в округе и переговорив со старожилами тех мест, найти место захоронения Малышева так и не получилось. В близлежащих деревнях оказались захоронения трёх однофамильцев, среди которых искомого не было. Подтвердить на месте информацию из донесения так и не удалось. В дальнейшем мы рассматривали две версии происшедшего тогда;
Версия №1: Самолет или мотор с него действительно эвакуировали, отремонтировали, и он летал дальше до второго происшествия, следы которого мы и нашли.
Версия №2: На болоте нами найдены следы того самого ЧП 11.09.41 г. Эта версия плохо укладывалась в описания событий местных жителей, поэтому продолжили проработку версии №1 и, соответственно, по ней решено было идти двумя путями: искать по номерам самолета и мотора и по личным делам пилотов, благо у нас была фотография одного из них. Для организации поиска по летчикам предположили, что после ремонта самолет попал в одно из соединений, летавших на ПЕ-2 и обслуживаемых одним с 260 БАП районом авиационного базирования. Эти соединения определили и по ним сделали выборку летного состава, погибшего в интересующий нас период в звании от мл. лейтенанта до капитана. Так у нас родился список из 52-х пунктов, соответственно разбитый на две подгруппы по вероятности. И вот опять звонок, звонил Виталий Мамедов. Практически в первой десятке заказанных в архиве дел он увидел знакомое лицо. Так мы узнали, что на фото, которое сохранила Тамара Александровна Степанова изображен:
Штурман 514 Пикирующего Бомбардировочного Полка старший лейтенант Федотов Николай Константинович со своей женой Елизаветой Алексеевной.
Изображение Изображение
Как говорится, дальнейшее было делом техники - установить его товарищей, с которыми они 13 января 1942 не вернулись с боевого задания:
Командир звена 514 Пикирующего Бомбардировочного Полка
старший Лейтенант Чернышев Петр Владимирович
Стрелок-радист
младший Сержант Тельнов Василий Тимофеевич
Изображение
На следующий день Виталий сделал «проверочное действие» - поднял Акт списания самолета и нашел указанный там номер мотора РА125-609. Таким образом, ошибка точно исключалась.
А мотору РА № 125-609 самолета ПЕ-2 «восставшему» из болотных недр ровно 70 лет спустя теперь уготовано достойное место в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной на Поклонной Горе. Большую помощь в этом оказали председатель Едровского сельского поселения Валдайского района Новгородской области Юрий Николаевич Апраксин и руководство музея в лице Владимира Олеговича Рыжова и Валерия Георгиевича Голдышева
Изображение Изображение Изображение
Впереди часть четвертая…
Последний раз редактировалось carkas Чт янв 26, 2012 11:49 am, всего редактировалось 1 раз.
carkas
дембель
дембель
 
Сообщения: 189
Зарегистрирован: Сб май 19, 2007 1:02 am

Re: линия фронта 2007-2011, продолжение

Сообщение carkas » Ср янв 25, 2012 1:35 am

carkas
дембель
дембель
 
Сообщения: 189
Зарегистрирован: Сб май 19, 2007 1:02 am

Re: линия фронта 2007-2011, продолжение

Сообщение ARA » Ср янв 25, 2012 11:28 am

Слов нет. МОЛОДЦЫ!!!!
Аватара пользователя
ARA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 2312
Зарегистрирован: Чт окт 25, 2007 11:05 pm
Откуда: Москва

Re: линия фронта 2007-2011, продолжение

Сообщение sobaka » Ср янв 25, 2012 1:44 pm

Читал статью о экспедиции в журнале "полный привод" по моему. Молодцы!!!
Изображение подписи для форумов

большого гОFFна души человек
Аватара пользователя
sobaka
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 3639
Зарегистрирован: Чт авг 16, 2007 11:21 am
Откуда: москва. юг.

Re: линия фронта 2007-2011, продолжение

Сообщение sever » Ср янв 25, 2012 11:23 pm

Да 4х4 полный привод за декабрь 2011.
"Единением и любовью спасёмся"
прп. Сергий Радонежский.
Аватара пользователя
sever
генерал-лейтенант
генерал-лейтенант
 
Сообщения: 1706
Зарегистрирован: Чт авг 27, 2009 11:06 am
Откуда: Москва Вешняки.

Re: линия фронта 2007-2011, продолжение

Сообщение zaza635 » Чт янв 26, 2012 1:19 am

Молодцы! Так долго шли к этой находке.
Для защиты свободы и мира есть гранаты,готова шрапнель
Наши пушки и наши мортиры бьют без промаха в цель!
Аватара пользователя
zaza635
генерал-армии
генерал-армии
 
Сообщения: 10206
Зарегистрирован: Вт апр 14, 2009 11:01 am
Откуда: Злоебутово.

Re: линия фронта 2007-2011, продолжение

Сообщение Tverseed » Чт янв 26, 2012 4:10 am

ПОЛНОЕ УВАЖЕНИЕ МУЖИКАМ!
Аватара пользователя
Tverseed
генерал-полковник
генерал-полковник
 
Сообщения: 4378
Зарегистрирован: Вт дек 08, 2009 5:37 pm
Откуда: Советский Союз

Re: линия фронта 2007-2011, продолжение

Сообщение GANS » Чт янв 26, 2012 9:16 pm

Молодцы , не чего сказать!
Аватара пользователя
GANS

 

Re: линия фронта 2007-2011, продолжение

Сообщение sever » Пн фев 06, 2012 12:07 pm

"Единением и любовью спасёмся"
прп. Сергий Радонежский.
Аватара пользователя
sever
генерал-лейтенант
генерал-лейтенант
 
Сообщения: 1706
Зарегистрирован: Чт авг 27, 2009 11:06 am
Откуда: Москва Вешняки.

Re: линия фронта 2007-2011, продолжение

Сообщение carkas » Пт мар 21, 2014 6:16 pm

Как и было обещано, часть четвертая, хоть и с большим опозданием.
Мы остановились на зиме 2012 года :-)
Так вот, сразу после установления имен экипажа озаботились подготовкой, чтобы весной на месте захоронения экипажа установить маленький мемориал, если так это можно назвать. Музей обещал к 9 мая 2012 разместить мотор в экспозиции…
К апрелю 2012 был готов памятник, изготовлены лавочки. В июне все установили.
Изображение
Изображение
Параллельно шла работа по поиску родственников. К сожалению детей члены экипажа завести не успели…нашлись Племянницы Федотова и Чернышева. Осенью организовали поездку Валентины Михеевны Чернышевой на место трагедии.
Изображение
А вот с музеем отношения складывались тяжело и только в начале этого 2014 года «добро победило зло» и мотор встал на учет и в экспозицию музея. Сейчас, дополнительно в музей переданы небольшие экспонаты, которые будут размещены в витрине, рассказывающей об этой истории.
стенд в зале новые поступления:
Изображение
Изображение
мотор в экспозиции "моторы войны"
Изображение
Изображение
Изображение
carkas
дембель
дембель
 
Сообщения: 189
Зарегистрирован: Сб май 19, 2007 1:02 am

Re: линия фронта 2007-2011, продолжение

Сообщение HabarMan » Сб мар 22, 2014 11:50 pm

Ну чтож.. Достойно закончили тему.. Респект...
Изображение
Добротою полны бобры. Хочешь себе добра — надо позвать бобра. Если ты без бобра добр, значит сам ты в душе бобр.

Гурбангулы Бердымухаммедов у Танирбергена Бердонгарова украл кораллы
Аватара пользователя
HabarMan
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 8498
Зарегистрирован: Вс дек 24, 2006 9:08 am
Откуда: Москва/подвал/особый отдел

Re: линия фронта 2007-2011, продолжение

Сообщение Rockbuttom » Вс мар 23, 2014 3:56 am

Великолепно, Саш!

Изображение
"То, что противоречит очевидной истине, должно измениться или исчезнуть – таков закон жизни"
Аватара пользователя
Rockbuttom
ADmin
ADmin
 
Сообщения: 16971
Зарегистрирован: Вт янв 24, 2006 2:26 am
Откуда: Дефолт сити

Re: "Линия Фронта 2007-2011" - продолжение

Сообщение zaza635 » Вс мар 23, 2014 10:49 pm

Да Саш,громадная работа
Для защиты свободы и мира есть гранаты,готова шрапнель
Наши пушки и наши мортиры бьют без промаха в цель!
Аватара пользователя
zaza635
генерал-армии
генерал-армии
 
Сообщения: 10206
Зарегистрирован: Вт апр 14, 2009 11:01 am
Откуда: Злоебутово.


Вернуться в ВЫЕЗДЫ. ВОЕННАЯ АРХЕОЛОГИЯ

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

cron