Россия закрывается от GPS
Добавлено: Пн июл 20, 2009 1:27 pm
Автолюбителям, которые собираются обзаводиться навигационной аппаратурой GPS, стоит поторопиться с покупкой. Правительство намерено ввести заградительные таможенные пошлины на импорт этих приборов, чтобы расчистить рынок для внедрения пока менее функционального и более дорогого отечественного аналога систем спутниковой навигации – ГЛОНАСС. Эксперты считают, что искусственное сдерживание конкуренции в сфере высоких технологий лишит отечественных производителей стимулов совершенствовать и удешевлять оборудование ГЛОНАСС.
«Минпромторг с Федеральной таможенной службой направили в правительство предложение об обнулении всех ввозных пошлин на электронную компонентную базу ГЛОНАСС при одновременном резком повышении пошлин на ввоз конечной аппаратуры GPS. Эти пошлины будут минимум на уровне 25%», – заявил в пятницу вице-премьер Сергей Иванов, добавив, что Минфин и Минэкономразвития рассмотрят документ до конца июля.
По словам вице-премьера, ГЛОНАСС уже сегодня реально работает. После того как до конца 2009 года будут запущены на околоземную орбиту еще нескольких спутников ГЛОНАСС, эта система станет по-настоящему глобальной. Впрочем, по мнению независимых экспертов, слова Иванова не стоит понимать буквально. Усилия России по развитию международного сотрудничества в этой сфере пока увенчались официальным присоединением к системе ГЛОНАСС Индии и Казахстана. Заинтересованность в проекте подтвердили Венесуэла, Египет, Ангола и Нигерия. Этими странами список потенциальных участников ГЛОНАСС пока и ограничивается.
Отдельная тема – переговоры России с партнерами из Евросоюза о возможности стыковки систем ГЛОНАСС и GPS с европейской спутниковой навигационной системой Galileo. Однако до практической реализации этой инициативы пока далеко. Несмотря на это, по словам Иванова, отечественные производители закладывают возможность работы российских приемников с тремя навигационными системами. Если такая аппаратура в конечном счете будет создана, то с большой долей вероятности будет востребована на рынке, в отличие от работающей автономно системы ГЛОНАСС, которая проигрывает GPS как по потребляемой энергии, массе, габаритам, так и по цене. Лучшие российские ГЛОНАСС-приемники дороже своих аналогов GPS в семь и более раз.
Несмотря на все эти минусы, правительство активно использует административный ресурс для продвижения на внутреннем рынке заведомо неконкурентоспособного оборудования. В частности, решен вопрос о создании федерального оператора по предоставлению спутниковых и навигационных услуг, разрабатывается закон о техническом регламенте, в котором будет однозначно определено, что весь гостранспорт, а также самолеты, суда, вагоны не смогут производиться в России без оборудования их системой ГЛОНАСС.
Сложнее сагитировать в пользу ГЛОНАСС бизнес и рядовых граждан, не понаслышке знающих о недостатках этой системы и не испытывавших до сих пор особого административного давления в вопросах выбора навигационных систем для установки на свой автотранспорт. «Что касается коммерческого сектора, использовать ГЛОНАСС в частных транспортных средствах сложнее», – признает Иванов. Для продвижения продукта в этом направлении, по его мнению, следует повышать конкурентоспособность российской аппаратуры, совершенствовать трехмерные карты, создавать информацию, которая станет полезной для потребителей. Однако в практическую плоскость эти лозунги пока не перешли, вместо этого чиновники кропотливо создают все новые преференции для отечественных производителей систем ГЛОНАСС и преграды для их конкурентов в надежде на то, что количество защитных мер когда-нибудь перерастет в качество конечной продукции.
Независимые эксперты считают, что тем самым совершается ошибка. «Правительство, прибегая к протекционистским мерам в отношении производства оборудования ГЛОНАСС, действует по шаблону», – говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Системы спутниковой навигации в конечном счете ничем не отличаются от других высокотехнологичных товаров, развитию производства которых внутри России государство хотело бы способствовать.
При этом эксперт сослался на самый яркий с его точки зрения пример провала борьбы по защите отечественной высокотехнологичной продукции – ситуацию в автопроме. «Много лет правительство, повышая ввозные пошлины на иномарки, пыталось стимулировать российских автопроизводителей к созданию конкурентоспособных машин. Но ничего из этого не получилось. В итоге Россию со своими автосборочными производствами были приглашены иностранные автоконцерны», – отметил Николаев. Он не исключает, что в случае с ГЛОНАСС история может повториться. От принятия заградительных пошлин на ввоз в страну GPS-навигаторов, конечно, может быть получен какой-то кратковременный эффект, но в долгосрочной перспективе и производители, и потребители проиграют.
По всем параметрам аппараты ГЛОНАСС пока проигрывают более легким, дешевым и точным приемникам GPS.
«Минпромторг с Федеральной таможенной службой направили в правительство предложение об обнулении всех ввозных пошлин на электронную компонентную базу ГЛОНАСС при одновременном резком повышении пошлин на ввоз конечной аппаратуры GPS. Эти пошлины будут минимум на уровне 25%», – заявил в пятницу вице-премьер Сергей Иванов, добавив, что Минфин и Минэкономразвития рассмотрят документ до конца июля.
По словам вице-премьера, ГЛОНАСС уже сегодня реально работает. После того как до конца 2009 года будут запущены на околоземную орбиту еще нескольких спутников ГЛОНАСС, эта система станет по-настоящему глобальной. Впрочем, по мнению независимых экспертов, слова Иванова не стоит понимать буквально. Усилия России по развитию международного сотрудничества в этой сфере пока увенчались официальным присоединением к системе ГЛОНАСС Индии и Казахстана. Заинтересованность в проекте подтвердили Венесуэла, Египет, Ангола и Нигерия. Этими странами список потенциальных участников ГЛОНАСС пока и ограничивается.
Отдельная тема – переговоры России с партнерами из Евросоюза о возможности стыковки систем ГЛОНАСС и GPS с европейской спутниковой навигационной системой Galileo. Однако до практической реализации этой инициативы пока далеко. Несмотря на это, по словам Иванова, отечественные производители закладывают возможность работы российских приемников с тремя навигационными системами. Если такая аппаратура в конечном счете будет создана, то с большой долей вероятности будет востребована на рынке, в отличие от работающей автономно системы ГЛОНАСС, которая проигрывает GPS как по потребляемой энергии, массе, габаритам, так и по цене. Лучшие российские ГЛОНАСС-приемники дороже своих аналогов GPS в семь и более раз.
Несмотря на все эти минусы, правительство активно использует административный ресурс для продвижения на внутреннем рынке заведомо неконкурентоспособного оборудования. В частности, решен вопрос о создании федерального оператора по предоставлению спутниковых и навигационных услуг, разрабатывается закон о техническом регламенте, в котором будет однозначно определено, что весь гостранспорт, а также самолеты, суда, вагоны не смогут производиться в России без оборудования их системой ГЛОНАСС.
Сложнее сагитировать в пользу ГЛОНАСС бизнес и рядовых граждан, не понаслышке знающих о недостатках этой системы и не испытывавших до сих пор особого административного давления в вопросах выбора навигационных систем для установки на свой автотранспорт. «Что касается коммерческого сектора, использовать ГЛОНАСС в частных транспортных средствах сложнее», – признает Иванов. Для продвижения продукта в этом направлении, по его мнению, следует повышать конкурентоспособность российской аппаратуры, совершенствовать трехмерные карты, создавать информацию, которая станет полезной для потребителей. Однако в практическую плоскость эти лозунги пока не перешли, вместо этого чиновники кропотливо создают все новые преференции для отечественных производителей систем ГЛОНАСС и преграды для их конкурентов в надежде на то, что количество защитных мер когда-нибудь перерастет в качество конечной продукции.
Независимые эксперты считают, что тем самым совершается ошибка. «Правительство, прибегая к протекционистским мерам в отношении производства оборудования ГЛОНАСС, действует по шаблону», – говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Системы спутниковой навигации в конечном счете ничем не отличаются от других высокотехнологичных товаров, развитию производства которых внутри России государство хотело бы способствовать.
При этом эксперт сослался на самый яркий с его точки зрения пример провала борьбы по защите отечественной высокотехнологичной продукции – ситуацию в автопроме. «Много лет правительство, повышая ввозные пошлины на иномарки, пыталось стимулировать российских автопроизводителей к созданию конкурентоспособных машин. Но ничего из этого не получилось. В итоге Россию со своими автосборочными производствами были приглашены иностранные автоконцерны», – отметил Николаев. Он не исключает, что в случае с ГЛОНАСС история может повториться. От принятия заградительных пошлин на ввоз в страну GPS-навигаторов, конечно, может быть получен какой-то кратковременный эффект, но в долгосрочной перспективе и производители, и потребители проиграют.
По всем параметрам аппараты ГЛОНАСС пока проигрывают более легким, дешевым и точным приемникам GPS.